"Автоинструктор педальный"
(по материалам сайта www.ip-online.ru )
Каждый, кто не имеет водительских прав, не отказался бы их получить. А кто успел их обрести, больше всего боится с ними расстаться. В том, как и при чьей помощи в Москве становятся автомобилистами, разбирался корреспондент «ИП».
По утрам, кроме воскресений и понедельников, около каждого столичного окружного управления ГИБДД в любое время года можно наблюдать группы переминающихся с ноги на ногу граждан. Это очередь желающих сдать экзамен на право вождения автомобиля и на законных основаниях пополнить число тех, кто ежедневно мается в многочисленных московских пробках. Подавляющее большинство экзаменуемых только-только отучились в автошколе: по данным ГИБДД, в Москве из десяти получающих права только один человек готовится к экзаменам самостоятельно, без помощи специалистов со стороны.
Куда пойти учиться
Самый простой и популярный способ научиться управлять автомобилем и обрести соответствующий документ - пройти курс обучения. Он заканчивается экзаменами в ГИБДД и получением водительского удостоверения. Конечно, ни для кого не секрет, что права можно купить.
Это незаконно. Но мало того- совсем миновать этап обучения никак не получится: как ни крути, управление автомобилем требует навыков, которые за пять минут не получишь.
Есть пять категорий водительских удостоверений. Категория А дает право управления мотоциклами и мотороллерами. B - автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. Имеющий в кармане права категории C вправе водить машины тяжелее 3,5 тонн. Буква D в правом верхнем углу водительского удостоверения означает, что вы можете управлять автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми посадочных мест (помимо водительского сиденья). Литера Е позволяет управлять составами транспортных средств с тягачом (например, фурами). Права категории А можно получать с 16 лет, В и С - с 18, D - с 20 лет. Согласно «Правилам сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 года), все водительские права выдаются на срок 10 лет. По истечении этого времени надо прийти в ГИБДД (где вы получали права), оплатить изготовление новых прав и получить их. Повторные экзамены сдавать не придется.
В Москве сейчас функционирует 387 частных автошкол. Кроме «частников», существует система автошкол РОСТО ДОСААФ (Российская оборонно-спортивная техническая организация Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту). Это общественная организация, основной задачей которой еще с советских времен является подготовка специалистов для армии и народного хозяйства. Частные школы есть в каждом московском районе. Школы РОСТО расположены не так равномерно (скажем, в Зеленограде имеется только одна школа этой организации, а в Центральном округе - сразу восемь). Но в принципе каждый желающий сесть за «баранку» может учиться водительскому ремеслу рядом с домом или местом работы.
Процесс обучения в любой автошколе состоит из трех частей. Во-первых, слушателям читают лекции по «Правилам дорожного движения» (ПДД), типовому устройству легкового автомобиля, правилам техники безопасности и дают навыки оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Во-вторых, на закрытых специально оборудованных площадках обучают навыкам вождения и парковки машины. Третий этап освоения науки вождения происходит на городских улицах, в условиях, максимально приближенных к «боевым». Правда, согласно ПДД, обучать езде можно далеко не на всех дорогах. Например, правила запрещают учебную езду на автомагистралях.
Кроме того, существуют отдельные, утвержденные ГИБДД, списки улиц, где появляться учебным машинам нельзя (в их числе, скажем, и без того загруженное Варшавское шоссе- хотя в черте Москвы эта трасса автомагистралью не является и, по правилам, под запрет не подпадает).
Определяться с тем, кто и как будет учить вас управлять «средством повышенной опасности», надо не только исходя из того, удобно ли добираться до автошколы. Перед тем как подписать со школой договор на обучение, следует выяснить несколько деталей. Во-первых, есть ли у школы лицензия, дающая право обучать желающих сесть за руль. Нелишним будет также до уплаты денег посмотреть, как оборудованы классы для лекций, где находится закрытая площадка для вождения, «на глазок» оценить состояние учебных машин. Во-вторых, надо загодя уточнить, удобен ли лично вам график теоретических и практических занятий, можно ли заниматься после работы вечером или в выходные.
В-третьих, выясните, что конкретно входит в стоимость обучения: во многих частных автошколах в базовую цену включен только теоретический курс, а за практические занятия (их число определяется в индивидуальном порядке) ученик должен заплатить отдельно. В-четвертых, обучение чему бы то ни было- это такой процесс, в ходе которого неизбежны ошибки. Нередки случаи, когда будущие водители, отрабатывая приемы троганья с места или парковки, сжигают сцепление учебных машин, а то и вовсе «собирают» фонарные столбы на улицах.
Следует помнить, что ответственность за действия ученика должен нести инструктор. «В статье 211 Гражданского кодекса РФ указывается общее правило: риск случайной гибели или повреждения имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Это означает, что севший за руль в качестве ученика не несет ответственности за совершаемые им действия. За них отвечает инструктор. Кроме того, согласно ПДД, если в машине есть два человека: ученик и учитель,- водителем признается именно учитель, который и отвечает за то, что происходит в процессе обучения»,- пояснила ИП член правления Международной конфедерации обществ потребителей, адвокат Диана Сорк. Но чтобы избежать ненужных дискуссий, узнайте заранее, признает ли школа ответственность инструктора за действия ученика.
Наконец, нелишне будет заранее обговорить условия экзамена в ГИБДД. У некоторых школ имеется договоренность с гаишниками о том, что те приезжают в школу для приема экзаменов. В этом случае экзамены сдаются на тех же автомобилях, на которых проходило обучение. Однако такая возможность есть далеко не у всех школ, и иногда экзамены сдаются на «вражеской» территории, то есть непосредственно на площадках и автомобилях ГИБДД. Для тех, кто чувствует себя более или менее уверенно только за рулем «школьного» автомобиля, такой вариант может оказаться дополнительным испытанием.
Кроме того, по «Правилам сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений», прием экзаменов осуществляется ГИБДД по месту регистрации гражданина. То есть если вы прописаны в Лобне, а учитесь в Москве, то можете получить в столице документ об окончании автошколы, а сдавать экзамен гаишникам и получать права придется в родном городе. Москвичам проще: при наличии столичной прописки они могут сдавать экзамены в любом административном округе.
Почем процесс
Процесс обучения в среднем занимает два-два с половиной месяца. Согласно принятой еще в 1999 году Министерством общего и профессионального образования РФ примерной программе подготовки водителей транспортных средств категории B, на изучение теории в специально оборудованном классе (в нем должны быть плакаты с изображением дорожных знаков, сигналов светофора и регулировщика, а также макет автомобиля в разрезе) кандидат в водители должен потратить минимум 206 учебных часов, а покрутить руль машины на площадке и столичных улицах- минимум 32 часа.
Однако практически во всех школах сроки, необходимые для получения водительских знаний, соблюдаются крайне редко. «Положенные 206 часов никто сейчас в Москве не преподает. Ведь это означает, что надо читать теорию ежедневно по четыре часа в течение почти двух месяцев. На практике группы занимаются максимум три раза в неделю, то есть за два месяца выходит не более 96 часов. Преподаватели жертвуют устройством машины. Я, водитель со стажем, открыв капот иномарки, понимаю: случись что - придется вызывать «техничку». А женщина, только получившая права, и подавно не устранит неисправность. Зачем ей знания об устройстве кривошипно-шатунного механизма?» - говорит ИП директор частной автошколы «Кабриолет» Андрей Прищепов.
Действительно, в подавляющем большинстве автошкол устройство автомобиля преподают лишь на самом элементарном уровне. То есть ученику объясняют «на пальцах» (или показывают на макете), где находятся двигатель, коробка переключения передач, органы управления машиной, и этим ограничиваются. Обязательно должны быть оговорены случаи, при которых эксплуатация автомобиля запрещена (вопросы об этом есть в экзаменационных билетах ГИБДД). Например, в темное время суток нельзя ездить с неработающими световыми приборами; запрещено использовать автомобиль с неисправной тормозной системой или неработающими стеклоочистителями.
В часы же, отведенные на «практику», ученики не укладываются. Каждое занятие по вождению в стандартной столичной автошколе занимает полтора часа. То есть ученик должен отсидеть за рулем минимум 20 занятий. Большинство инструкторов московских автошкол уверяют, что этого недостаточно даже для того, чтобы человек со средними способностями получил минимально необходимые для выезда на дорогу навыки.
«Лет десять назад среди инструкторов в Москве была распространена шутка, что, по-хорошему, количество занятий по вождению должно быть таким: десять плюс ваш возраст»,- рассказал ИП господин Прищепов. Но ученикам эта шутка не кажется смешной. В одной из школ, куда записалась знакомая корреспондента ИП (женщине давно за сорок), было четко сказано: раз вам больше тридцати, то необходимо пройти 32 учебных часа плюс взять дополнительные занятия из расчета одно занятие за каждый год, превышающий 30-летний возраст. Разумеется, стоимость дополнительных занятий при этом не входит в цену базового курса обучения.
Однако можно отъездить хоть тысячу часов, но так и не стать полноценным водителем. И дело тут даже не в способностях конкретного ученика. Просто некоторых инструкторов назвать педагогами можно лишь с большой натяжкой. Как правило, в преподаватели вождения в Москве идут бывшие профессиональные водители или автогонщики, а отнюдь не учителя.
Нередки случаи, когда такие педагоги кричат на своих подопечных или хамят им, если у тех что-то не получается. Или, наоборот, демонстрируют наплевательское отношение к процессу обучения. Такой инструктор может позволить себе опоздать на занятия или в разгар ученических «покатушек» по площадке уйти на часок-другой по своим делам (например, пообедать). Если школа заинтересована в подготовке квалифицированных кадров, ее руководство рекомендует ученикам жаловаться на недобросовестного воспитателя водительских кадров директору школы.
Если же директор глух к жалобам, ученик может обратиться с жалобой в проверяющие органы - либо ГИБДД, либо функционирующую при департаменте образования правительства Москвы городскую службу лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся. Они имеют право провести внеплановую проверку и даже временно закрыть школу.
Каждая московская автошкола, перед тем как начать первый набор учеников, должна пройти минимум две проверки. Первую осуществляет ГИБДД, сотрудники которого контролируют правильность оборудования учебных классов и автомобилей, на которых будут кататься будущие водители. Все эти машины должны иметь дублирующие педали сцепления и тормоза, дополнительные комплекты зеркал заднего вида, знаки, показывающие, что машина является учебной (например, треугольник с буквой «У» в центре). На все допоборудование должны быть сертификаты, а информация о нем в обязательном порядке прописывается в документах на автомобиль (к примеру, в свидетельстве о госрегистрации). Если проверка гаишников успешно пройдена, дирекция автошколы подает документы в городскую службу лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся департамента образования города Москвы.
Иногда, правда, и сами ученики не являются образцами добродетели. Некоторые позволяют себе являться на занятия в нетрезвом виде или грубо игнорируют указания сотрудника автошколы (допустим, инструктор дает команду остановиться, а ученик, несмотря ни на что, продолжает ехать по площадке или улице). В таких случаях инструктор или преподаватель имеет полное право отстранить своего подопечного от занятий. Ведь ответственность за все действия ученика несет учитель. А кому охота расплачиваться за машину, побитую нетрезвым учеником?
Расценки на учебу зависят от расположения автошколы и курса, который реально читают ее преподаватели. Например, в автошколе «Кабриолет» базовая стоимость двухмесячного обучения составляет 4200 руб. Столько надо заплатить за курс теории. За каждое практическое занятие (полтора часа) в рамках курса ученик выкладывает еще по 300 руб. Учитывая, что таких занятий должно быть не менее 20, желающий стать водителем будет вынужден выложить в сумме минимум 10 200 руб. В автошколах системы РОСТО обучение стоит в среднем от 5 тыс. до 6,5 тыс. руб. Здесь в цену входят не только теория, но и практические занятия. Однако эти школы работают по жесткому графику (частники готовы учить хоть ночью) и ввиду своей малочисленности не всегда удобны - для большинства москвичей ближе оказываются коммерческие курсы.
Практически все частные автошколы примерно за месяц до предполагаемой сдачи их подопечными экзаменов в ГИБДД приглашают к себе докторов из соседних поликлиник. Делается это для удобства самих учеников, которые «не отходя от кассы», сразу после занятий, в течение 10-15 минут могут пройти осмотр у окулиста и невропатолога и тут же получить водительскую медсправку, без которой их просто не допустят к экзаменам в ГИБДД. Стоит такая услуга от 200 до 500 руб. Но на деле подобное «обследование» мало чем отличается от «освидетельствований», которые за деньги предлагают авторы газетных объявлений вроде: «Справки в ГАИ и на оружие за полчаса». Вы имеете полное право пройти медкомиссию на стороне. Правда, есть одно «но»: если доктора признают, что вы по здоровью (см. справку на стр. 14) не имеете права управлять автомобилем, то деньги за обучение школа вам, скорее всего, не вернет (поскольку там в первую очередь учат водить и только во вторую - организуют сдачу экзаменов в ГИБДД). Поэтому перед тем как начать заниматься, целесообразно посетить врача и убедиться в отсутствии болячек, которые могут помешать вам впоследствии получить медсправку о годности к вождению автомобиля.
Не подмажешь - не поедешь?
Любая автошкола старается делать так, чтобы как можно меньшее число ее учеников «завалились» на экзаменах в ГИБДД. Высокий процент получающих права с первого-второго раза благотворно влияет на школьный имидж и позволяет за год выучить максимальное количество желающих (и, разумеется, получить с них деньги). Кроме того, если в автошколе учат недостаточно хорошо (например, менее 50% учеников сдали экзамены с первого раза), компетентные органы в лице ГИБДД и департамента образования правительства Москвы могут в одночасье приостановить ее деятельность на неопределенный срок.
Поскольку возиться с одним, но сильно бестолковым учеником больше двух-трех месяцев нецелесообразно, некоторые инструкторы прямо предлагают своим подопечным «помощь» при сдаче экзаменов в ГАИ. Средняя ставка такой «помощи» по Москве в настоящее время- $300. Если водитель не силен только в одном компоненте экзамена (например, трогаться с места и передвигаться по улицам уже научился, а в ПДД еще путается), стоимость посредничества инструктора сокращается до $100-150. Однако ученику следует помнить, что в момент передачи денег он становятся соучастником преступления. И вряд ли вас успокоит такое распространенное мнение: не все инструкторы делятся с гаишниками.
Некоторые берут деньги «на шару»: сдал ученик хорошо, нет - верну ему деньги с объяснением, что «нужный человек заболел, а к тому, что принимал экзамен, подхода найти не удалось». Как бы то ни было, практика свидетельствует: тот, кто хочет сдать экзамен без взятки, сдаст его. Пусть и не с первого раза. Количество «подходов» практически не ограничено.
Среднемесячный доход рядового инструктора частной московской автошколы составляет около $700. Эта сумма остается у него на руках после вычета стоимости амортизации автомобиля и сожженного на занятиях бензина (как правило, инструкторы обучают новичков на своих личных автомобилях). Кроме того, почти все водителипреподаватели «халтурят»- то есть в свободное от школьных занятий время занимаются со всеми платежеспособными желающими в частном порядке по индивидуальному графику. Средняя стоимость одного полуторачасового занятия в частном порядке дороже, чем в школах: от 500 руб. Преподаватели, читающие в частных автошколах ПДД, получают меньше инструкторов - около $250 в месяц. Но, как правило, все они работают не в одной школе, а сразу в нескольких.
Доходы получающих фиксированную зарплату сотрудников автошкол системы РОСТО скромнее. Согласно учебным планам, работают они 108 часов в месяц. Преподаватель теории зарабатывает 56 руб. в час, инструктор (в РОСТО их именуют «мастерами производственного обучения») - 30 руб. в час. Таким образом, доход преподавателей не превышает $200, инструкторов - $150.
От получения прав до обретения настоящей уверенности за рулем проходит еще какоето время. Однако для школ, обучающих «продвинутому», «экстремальному» и «спортивному» вождению, человек с водительским удостоверением, стандартный выпускник городских курсов - лишь сырой материал. Его заново будут учить регулировать кресло, поворачивать руль и нажимать педали - быстро и правильно.
Процесс овладения водительским мастерством можно только прервать - завершить его невозможно. Впрочем, это отдельная тема, к которой ИП еще обратится в будущем.
- 5336 просмотров
Добавить комментарий